Новости

22.10.2018 Ян Власов выступил с докладом на круглом столе Комитета Совета Федерации по социальной политике

22 октября Комитет Совета Федерации по социальной политике провел Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования взаимодействия государственных медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций».

В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной государственной власти, медицинских и страховых медицинских организаций. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов выступил с докладом на тему «Страхование в системе здравоохранения глазами пациентов».

В своем докладе Ян Владимирович обозначил основные проблемы страховой медицины, рассказал о финансировании и трудностях в кадровом вопросе страховой медицины, очертил проблемы медицины в закрытых городах и предложил возможные варианты решения поднятых вопросов.

Сопредседатель ВСП в цифрах рассказал о том, что пациенты платят за «бесплатную медицинскую помощь». 72% пациентов приобретают за свой счет лекарственные препараты и услуги, 27% пациентов платят за прием у врача-специалиста неофициально, 31% граждан оплачивали проведение диагностических обследований, лежа в стационаре, и 100% главврачей жалуются, что СМК не покрывают тарифами стоимость реально оказанной медицинской услуги. Причинами подобных обращений к платным медицинским услугам являются: отсутствие возможностей получить требуемые услуги бесплатно; ограничение выполнения стандартов в ЛПУ; низкие тарифы ТФОМС и желание пациентов получить быстрее нужные услуги, добиться большего внимания к себе со стороны медиков и отблагодарить их за проведенное лечение.

Из доклада Яна Власова следует, что пациенты видят систему страховой медицины непрозрачной, неадекватной в части тарифов на медицинские услуги и дефицит расходов на ОМС, ненадежной, так как недостаточно контролирует оказание медицинской помощи, и неэффективной в части защиты прав пациентов. Также было подчеркнуто, что сегодня государственные лечебные учреждения сами определяют свою учётную политику, а их аудит не проводится, что приводит к заведомому искажению бухгалтерского учёта фактических затрат медицинских организаций. Значительная часть средств ОМС и бюджета заведомо уходит на издержки неэффективного управления государственными лечебными учреждениями: на их неконтролируемую дебиторскую задолженность, на закупки сомнительных материальных запасов и неиспользуемого оборудования, на раздутый административный аппарат (25% от ФОТ и более). Приходится постоянно повышать расходы бюджета и работодателей на ОМС, «оптимизировать» медицинскую инфраструктуру, сокращать зарплаты и расширять трудовые обязанности медицинских работников, увеличивать платность медицинской помощи.

При этом врач-эксперт системы ОМС, обязанный осуществлять трудовую деятельность по специальности в медицинской организации по основному месту работы, полностью теряет свой независимый статус с вытекающими из них нарушениями прав и законных интересов граждан РФ, а также он ограничен по территориям выезда, что является проблемой для сельских и удаленных районов. Ян Власов подчеркнул, что нельзя отменять требование в обязательности специальной подготовки специалистов по экспертной деятельности в системе ОМС. Сегодняшние врачи ЛПУ бесправны, осуждаемы и недообразованны. Точка взаимодействия «врач-пациент» – зона постоянного неразрешимого конфликта из-за неразберихи в регуляторной практике, финансах и постоянных манипуляциях со стороны региональных властей и СМК.

Свой доклад Ян Власов резюмировал тем, что необходима реформа управления государственной медицинской инфраструктурой, наведение порядка в системе отчётности, бухгалтерского учёта, анализа и контроля затрат усилиями Министерства финансов, а также принятие со стороны государства мер, повышающих доступность страховых услуг для всех граждан РФ. Представители Совета Федерации и Государственной Думы проявили к выступлению значительный интерес.

«Важно отметить, что опыт по снижению числа жалоб и по организации реакции лечебных учреждений на критику со стороны пациентов у страховых компаний есть.  Этот опыт уже нарабатывается, хотя пока он и не слишком распространен. На данный момент в 12 регионах страховыми компаниями применены такие методики, с доказанным эффектом повышающие качество оказания медицинской помощи. Пока редкие больницы применяют метод, когда экспертная оценка, данная за некачественную медицинскую помощь, разбирается на собрании коллектива. Это не очень приятно, но весьма эффективно. Людям не хочется допускать ошибки. В таких учреждениях количество негативных оценок уменьшилось за два года в три раза. А штрафные санкции уменьшились в два с половиной раза», - прокомментировал Ян Власов.

Также сопредседатель ВСП отметил: «у нас много кафедр, которые знают, как решать проблемы, но их не спрашивают. Складывается впечатление, что наука существует отдельно, а практика, связанная с организацией качественной медицинской помощи, вообще не существует. Руководящие структуры пока не видят и не хотят получать экспертные знания. Переговорные площадки, которые находятся на базе Государственной Думы и Совета Федерации, приглашают за стол переговоров депутатов, представителей Минздрава, Минфина и страховые компании, а экспертов, представителей пациентского сообщества пока не приглашают. Эту практику нужно менять».