В ноябре 2016г. – августе 2017 г. Самарская региональная общественная организация инвалидов больных рассеянным склерозом работала над реализацией социально значимого проекта / проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина «Центр семейной реабилитации инвалидов»
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «Покров»
Проект нацелен на социальную реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей в регионах России, через тиражирование успешной практики по внедрению программы «Центр семейной реабилитации инвалидов».
В ходе реализации проекта на базе своих организаций, центров социальной защиты населения, на базе партнерских организаций запущена работа центров семейной реабилитации в базовых регионах, работающих по программе «Центр семейной реабилитации инвалидов» в Краснодарском крае, Самарской, Воронежской, Ростовской, Омской областях.
Основными целями работы центров являются достижение функциональной независимости больного, сохранение его роли в семье, на работе и в обществе и, как следствие, удлинение срока трудоспособности и замедление развития инвалидизации. Реабилитационный процесс для инвалидов-больных РС должен быть комплексным и непрерывным.
Одной из наиболее сложных и важных проблем, для многих регионов, является создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных категорий населения.
Перспективность и социальная значимость подобных центров заключается в ослаблении нагрузки на государственные органы и повышении эффективности системы социальной реабилитации и интеграции инвалидов и поддержки их семей. Опыт показывает, что предлагаемая комплексная помощь инвалидам в их физической, психологической и социальной адаптации, занятости, налаживании контактов, организации общения является необходимым, эффективным и реально выполнимым продолжением государственных индивидуальных программ реабилитации, нацеленным на нормализацию социальной и профессиональной ситуации человека. Несмотря на то, что профессиональная реабилитация инвалидов с рассеянным склерозом является достаточно перспективным направлением, ей противостоит отсутствие комплексной системы социально-правовой защиты инвалида, несовершенство законотворческих процессов.
Задача НКО в области медико-социальной реабилитации – восполнять объективные ограничения государственной системы, заполнять пустоты: «мы всегда делаем то, что они или не доделали или не делают вообще». Так в частности, зачастую государственная система реабилитации, в лучшем случае, сводится к ежегодному 10-20-дневному пребыванию в стационаре/реабилитационном центре. Остальные 11 месяцев человек с инвалидностью оказывается предоставлен сам себе.
Модель центра семейной реабилитации является комплексной и включает в себя целый ряд модулей, связанных с медицинской и социальной компонентой реабилитации, оказания услуг пациентам, вооружения их мотивацией и навыками, включение их в различную конструктивную социальную деятельность НКО, превращение их самих в средство и ресурс реабилитации пациентов и развития НКО. Касаясь реабилитационного процесса необходимо отметить, что в центрах его участниками становятся не только инвалиды, но и их окружение - семья, родственники, ухаживающий персонал. И работа центров должна быть направлена на то, чтобы инвалид сам определял приоритеты в решении собственных проблем, оценивал эффективность выполнения задач проводимого курса реабилитации, результат которого во многом зависит от его жизненной позиции.
Первый комплексный центр, созданный в Самаре и являющийся ресурсной с методической точки зрения структурой для остальных центров, организуемых в регионах Российской Федерации, базируется на нескольких учреждениях – неврологическом центре, поселке инвалидов, центре семейной реабилитации, кафедре неврологии СамГМУ, учреждениях социальной защиты, социальном такси, специализированных кабинетах в СОКБ им. Середавина и других кабинетах специалистов вовлеченных в общий процесс помощи пациентам и их реабилитацию.
В регионах ситуация различна. В силу меньшей развития местных общественных организаций, большинство региональных реабилитационных комплексов базируются на социальных и медицинских учреждениях.
Здесь усилиями СОРС, региональных НКО, органов власти и специалистов был создан первый базовый компонент системы – точки медицинской помощи пациентам с РС и близкими по специфике неврологическими заболеваниями. Чаще всего площадками для этого компонента стали специализированные центры, кабинеты, кафедры профильных ВУЗов.
Далее медицинские центры были дополнены социально – реабилитирующими технологиями, реализуемыми как государственными и муниципальными структурами, так и общественными организациями. При центрах были созданы представительства организаций пациентов (участие пациентских НКО оказалось столь необходимым, что постепенно было встроено даже в медицинский блок работы с пациентами). Была организована совместная работа с пациентами внемедицинского социально- реабилитационного свойства. Далее, в том числе в ходе внедрение системы «Центр семейной реабилитации инвалидов», создаваемые системы стали обрастать новыми общественными и общественно-государственными структурами, модулями из общей модели СОРС.
В системе реабилитации появились постоянные структуры – офис общественных организаций, коалиции общественных организаций, общественные советы при территориальных органах Росздавнадзора, региональных общественных советах при органах управления здравоохранением, других региональных органах власти и их руководителях, общественные палаты пациентов, кабинеты и центры реабилитации, службы патронажной помощи пациентам, службы общественной помощи силами социальных помощников, службы семейной взаимопомощи, созданы компьютерные классы и т.п. Были организованы текущие процессы: психологической поддержки, мотивации, обучения, физической, творческой, профессиональной реабилитации.
Была создана ниша, возможность для появления локальных проектов реабилитации. Были созданы (в разных случаях - восстановлены, реорганизованы, активизированы) региональные НКО, как юридические лица. Были обучены специалисты НКО. Был организован обмен опытом по разработке, ресурсированию, реализации проектов НКО, направленных на общественную реабилитацию пациентов.
На протяжение всего срока реализации проекта, каждый регион нашел свою «изюминку».
В Омске оказалась продуктивна работа с молодым поколением. Лекции о толерантности нашли сильный эмоциональный отклик у слушателей.
В Таганроге очень востребованной стала тема духовности. Встречи со священником, экскурсии по святым местам, мероприятия на религиозные темы прошли «красной чертой» через весь проект.
Краснодарский край сделал упор на физическую реабилитацию. Занятия ЛФК сделали участников проекта более сильными, ловкими, гибкими и здоровыми.
Воронеж уделил большое внимание насущным - бытовым вопросам реабилитантов. На этой почве родились памятки по вопросам ЖКХ, ТСР и др.
Самара же не захотела остановиться на чем-то одном, и продолжает широко работать во всех направлениях!
Благодаря этому был запущен процесс генерации региональными общественными комплексами реабилитации, организуемых НКО, локальных социально значимых проектов – «социальных помощников», «иппотерапии», «патронажных сестер», «адаптивной физкультуры», «профессиональной переподготовки», «обучения IT технологиям», «семейной взаимопомощи», «психологической поддержки», «творческого развития инвалидов», «защиты прав», «обучения членов семей», «консультирования пациентов и НКО», «психологических тренингов» и т.п.
Включение в общую реабилитационную работу сообщества общественных организаций и государственных структур, модерируемую СОРС вышеперечисленных модулей сделало ее с одной стороны многомерной, разнообразной, порождающей различные подходы и приемы, а с другой - гибкой, приспособленной к региональной специфике.
Решение проблем, стоящих перед системой медико-социальной реабилитации с неизбежностью должно начинаться с федерального уровня. Однако это не означает, что на региональном уровне не надо работать по всем направлениям.
Переход от медицинской к социальной модели понимания инвалидности требует изменения мировоззрения. Важность таких понятий, как человеческие права, достоинство, развитие человеческого потенциала, общественных ресурсов, делает акцент на качестве, как самих услуг, так и на подходе к созданию этого качества организаций и специалистов, предоставляющих услуги, ставит саму суть термина «качество» в прямую зависимость от понятия «система».
Источник: Сайт проекта